09.01.2024

Хотите отправиться в путешествие? Можно выбрать готовые туры в Грузию. Но что если интересуют нестандартные поездки или автопутешествия? А если ваш транспорт при этом не последних годов выпуска? Машина старше 20 лет — это приговор для автопутешествий? Абсолютно нет! Это подтверждают и минчане Анна и Павел. Они на своем авто проехали тысячи километров из Беларуси в Грузию. На их пути были и поломки, и трудности, и счастливые моменты с отзывчивыми людьми. Специально для Piligrimos ребята рассказали о своем путешествии.

Анна: Мы очень хотели съездить на море, но так как дочь была еще совсем маленькой, то откладывали поездку. Однако каждый год продолжали думать, куда бы могли поехать. И в этом году решили, что всё-таки рискнем отправиться в Грузию. Тем более, что там у нас есть друзья, с которыми хотели увидеться. Начали думать, как добраться. Но на самолёте очень дорого выходит, поэтому решили отправиться на машине. Причем даже больше вдохновились тем, что посмотрим не только Грузию, но и российские города. Так и решились. Еще моментами думали на автобусе добираться, но Паша до последнего мне говорил, что на своей машине будет удобнее и все будет хорошо.

Личный опыт: путешествие из Беларуси в Грузию на 20-летнем авто

Павел: Свою машину сам ремонтирую, поэтому знаю, что и где надо поменять. аменил всё, что могло сломаться и требовало обновления. Но когда машина старая, то не всегда знаешь, чего от неё ожидать. Логично, что всё может пойти не так, как хочешь. Поэтому взяли с собой денег прозапас , чтобы они просто лежали на чёрный день.

А еще в багажник закинул разные инструменты. Условно всё, что надо было, чтобы провести самостоятельный ремонт в дороге.

Какой был план поездки?

Анна: Сначала забронировали и оплатили апартаменты в Грузии, а дальше уже подстраивались под эту дату. Паша просматривал маршрут и определял, в каких точках будут остановки. Оставались везде на ночь.

Мы решили ехать через Могилёв до Брянска, потому что мы выехали в три часа дня. Из Брянска планировали доехать до Ростова, с Ростова — до Владикавказа, а уже из Владикавказа — до самого Батуми.

Ещё в Беларуси я начала искать квартиры, где можно остановиться. Сошлись на том, что отель за 3000 руб будет так себе, а вот квартира — очень даже хорошая. Конечно, из Беларуси договариваться сложнее из-за того, что нет российского номера, не все хотят с тобой разговаривать доводить до конца сделку.

Перед выездом я никак не могла найти квартиру в Брянске, потому что с тобой начинают вести переговоры, но как бы до конца не понятно, забронировали они эту квартиру или нет. Поэтому до нашего отъезда у меня висело таких три варианта. Потом одна женщина сказала, что её квартира занята, но если мы ничего не найдём, то она узнает среди своих знакомых. В итоге она нашла женщину, которая сдала квартиру в Брянске по низкой цене. Причём человек совсем меня не знал, просто через знакомых решила помочь.

Уже в самом Брянске было проще, потому что мы купили российскую сим-карту. Мы искали квартиры на “Яндекс Недвижимость” и “Авито” и обсуждали условия. Еще сложность была в том, что все хотели предоплату на карту, а с нашими картами такой возможности не было.

Во Владикавказе вот договорились на квартиру. Хозяйка сначала сказала, что у неё только онлайн-расчёт и заселение по удалёнке. А потом она пошла навстречу и сказала просто оставить деньги в квартире. Очень вдохновила в дороге отзывчивость людей, которые шли на уступки тебе, где-то помогали.

Машина наша хорошо доехала до Батуми. Вопросов практически не было. Мы заселились в срок. У нас не пропала бронь. По пути у нас единственное что выбило — это кондиционер.

Павел: Никто не говорил, что если стоишь в пробке на холостом ходу, то желательно кондиционером не пользоваться. А мы стояли примерно час в пробке. Причём это была платная дорога: три полосы хорошие и аварии никакой не было. Просто трасса была на Ростов, откуда все едут на Сочи, люди возвращались домой. И в пробке наша трубка кондиционера не выдержала и вышел весь фрион.

Анна: Дальше было ехать немного стрессово, потому что на улице было 45 градусов. Уже на утро Паша решил посмотреть, что там случилось и как это исправить. В итоге нам на СТО сказали, что нужно снимать трубку, всё это заправлять. На это надо было время, а мы уже решили рискнуть до Владикавказа доехать.

Павел: Там была проблема в том, что надо было менять трубку с радиатором, потому что открутить ее было нереально.

Анна: По дороге во Владикавказ перегрелись все телефоны с навигаторами и поотключались. Это хорошо, что мы взяли с собой для дочки два дополнительных старых телефона. В итоге один из них мы пытались охладить, а другим пользовались. Один телефон все же выдержал, смотрели карту на нем, потому что без нее, конечно, проблематично ехать.

Личный опыт: путешествие из Беларуси в Грузию на 20-летнем авто

Ещё мы думали, что будем проезжать разные города. У нас будет время засветло погулять где-нибудь, походить и что-то посмотреть. В итоге: чем ближе подъезжали к Грузии, тем быстрее наступала ночь.

Павел: Мы звоним в Беларусь родителям, у них ещё солнышко только заходит, а тут уже темнота и фонари горят.

Анна: C Владикавказа решили выезжать утром. В 4:00 утра встали и поехали на границу, чтобы пройти ее по-быстрому пока прохладно и людей мало. И, в принципе, мы прошли её быстро где-то за час. Потом мы ехали по грузинской дороге и боялись, что где-то заблудились. Там одна дорога, горы кругом, очень незнакомое место. Всё хотелось рассмотреть. Ехали медленно, рассматривали все — очень непередаваемые ощущения.

Обратная дорога была без приключений?

Анна: Туда всё как-то было чётенько по дням, маршрутам, как мы планировали. Но я считаю, что сказывалось наличие действующей брони, поэтому мы себя как-то подгоняли. На обратном пути нас ничего не торопило. И решили, что пока есть возможность попутешествовать, попутешествуем.

Павел: Всё началось с того, что мы не хотели уезжать из Грузии. Сначала решили заехать в Тбилиси, но по пути в Тбилиси надо же заехать в пещеру Прометея, не все же достопримечательности посмотрели.

Анна: По пути в Тбилиси взяли с собой подругу Паши, которая живёт в Батуми и ни разу не была в столице. Решили съездить в пещеру Прометея, а потом в Тбилиси. Поехали в эту пещеру, но не знали, что там очень холодно. Внутри немного замёрзли.

Когда Паша отъезжал со стоянки, он включил заднюю передачу — и наша машина заглохла. Мы долго не понимали в чём проблема.

Павел: Получается, ты стоишь, не заводишься, а тебе ехать ещё 300 км. Постоянно кто-то подходит, спрашивает, что случилось и чем помочь. А я уже возможные причины посмотрел, но не нашел, где поломка. Начинаешь гуглить, а гугл не гуглит, потому что интернет не ловит нормально. В итоге: просидели час-полтора, и я решил, что лучше съездить на СТО. Нам вызвали эвакуатор.

Анна: Местные, находившиеся рядом, пытались помочь, потому что грузинского мы не знали. Мужчина, который сдавал парковку около пещер, нашёл эвакуатор подешевле и такси для нас. Эвакуатор очень быстро приехал и забрал Пашу, а мы с дочкой и подругой до СТО ехали на такси.

Павел: Пока сидели на СТО, я погуглил и понял проблему, что скорее всего где-то потеряна связь с блоком двигателя. Где-то замкнуло проводку и надо было просто подкинуть новый провод. Электрика для меня — это тёмный лес.

Анна: Мы как-то все эти ситуации воспринимали спокойно. Пока Паша занимался машиной, мы с девочками пошли гулять по ближайшему городу. Грузины были очень отзывчивыми, рассказали, где поесть, где остановиться можно. В итоге мы нашли уже жилье и остались на ночевку в Кутаиси.

Павел: Электрик починил машину, но когда я снова включил заднюю и начал отъезжать, авто опять заглохло. В общем электрик сказал, что ремонт нужно будет переносить на следующий день.

Анна: На следующее утро мы встали, поехали снова на СТО, но не дождались электрика, зато заправили кондиционер. Решили, что будем выезжать к границе. Я очень боялась ехать по серпантину, особенно когда Паша сказал, что у нас задняя передача вообще не работает. При ее включении сгорал предохранитель и приходилось устанавливать новый. Но мы накупили кучу предохранителей на всякий случай и поехали.

На обратном пути очень хотели вернуться на водохранилище между гор и там искупаться. Было уже пять вечера, когда доехали до водохранилища. Думали, стоит ли вообще ехать. Дочка сказала, что хочет купаться, и мы решили рискнуть. Покупались, поели и поехали на границу. Она была очень долгая. Грузины быстро пропустили, а вот на России мы простояли, наверное, часа четыре.

Павел: Потому что на Грузии просто паспортный контроль, а на  российской стороне начинается еще и таможенный. Проверяют паспорт, дальше таможенник смотрит машину. На армянских и белорусских номерах открываешь капот, vin-номер пробивают по всем базам — это очень долго.

Анна: Уже в России мы решили доехать до Краснодара, переночевать и поехать в Анапу. Ехали до Краснодара все еще без задней передачи, заехали даже на СТО, заправили фрион в кондиционере. Самое интересное, когда останавливались на разных СТО, все спрашивали про наш путь. А мы рассказывали про поездку с поломками. По дороге до Краснодара не было нормальных заправок. В какой-то момент Паша захотел сделать перерыв. Мы нашли участок,  как съезд с трассы в посёлок. Паша думал, что съедет и там развернется, а потом постоим и поедем дальше. Но вышло так, что машина капотом упала в кювет, потому что дорога была под горочку. Я испугалась, но он же сам руками не вытащит эту машину. Села за руль.

Паша: Я хотел её толкнуть назад. До этого выходил из машины и одной рукой её толкал, а второй руль крутил. А иногда вообще не вылазил, просто ногу выставлял. Но в горочку так не получилось.

Анна: Я пошла “голосовать”. Для меня это вообще в первый раз в жизни, потому что это широкая трасса, фуры едут, сама переживаешь. А фуры проезжают и водители вместо того, чтобы помогать, мне машут и улыбаются. В итоге: подъехала “газелька”, я все объяснила. Водитель сразу молча развернулся и поехал нас вытаскивать. У “газельки” было очень мало времени, так как мужчина ехал по рейсу. Но когда “Газелька” тронулась, трос порвался. И тут поворачиваюсь и вижу, как выезжает из деревни пара.

Паша: Я повернулся и смотрю, как мужик идёт с тросом. Никто ничего не спрашивает, не говоря вообще.

Анна: Его трос, конечно, был получше нашего. Вытянули нам машину, за что спасибо огромное. Всё произошло кстати очень быстро. За минут 30 это всё разрулили, даже быстрее. Потом уже ехали и смеялись с тех ситуаций, которые случились. Приехали в Краснодар, а затем в Анапу добрались в пятницу вечером.

Сравнили пейзажи Грузии и Анапы. Это был отдых очень контрастный. Мы понимаем, что если бы поехали просто в Анапу, нам бы не хватило впечатлений. Потому что это просто море: покупаться, поесть шашлык, походить по рынку. А в Грузии это всё-таки пейзажи.

Павел: Между Минским морем и Черным морем разницы большой нет. А в Грузии национальности разные, на русском никто не разговаривает. Если хочешь что-то купить, то соображай, как показать и рассказать, чего хочешь. И там людей меньше, а в Анапе очень много людей было.

Анна: Мы в принципе были в Грузии возле пляжа и отелей. Нам казалось, что там было много людей. Но после Анапы поняли, что в Грузии вообще малолюдно.

Павел: Оказалось, что мы на полупустом пляже были.

Анна: Приключение получилось очень насыщенным и классным. Я думаю, что повторим этот опыт обязательно. Но дорога, конечно,  выматывает. Особенно в конце хочется быстрее домой, всё это переварить.

Павел: Мы выезжали постоянно в 10-11 утра. А если выезжать в 6:00 утра, возможно получалось бы отдыхать. Еще за рулём ехал только один человек, поэтому было тяжело. Вдвоем попроще будет.

Какой был бюджет путешествия?

Павел: $2500 с учетом всех поломок, то есть начиная от Беларуси и заканчивая Беларусью. На экскурсии мы ездили на машине. Аня смотрела, куда местные возят туристов, и просто ездили сами.

В Батуми у нас был отель где-то чуть больше $400. Апартаменты хорошие, всё супер, Отель в Батуми с завтраками — это x2 по стоимости минимум. Причём эти условия будут по проживанию не такими как у нас. Проще взять апартаменты и заказать доставку туда, чем выбрать отель с завтраками и заплатить в три раза больше.

Анна: В Батуми, думали, будем в ресторанах питаться. Но там достаточно дорого, цены примерно как у нас.

Павел: Получалось, что обед, что поход в ресторан, практически в одну и ту же сумму.

Анна: Да, около 100 лари — это примерно наши 100 руб. Наличие доставки — это очень удобно. Пока дойдешь с моря, тебе уже привезут еду. Мы чередовали: вечером ходили в ресторан куда-то, а уже на обед, чтобы по-быстренькому, заказывали еду.

Насколько тяжело было ездить по Грузии на своей машине?

Павел: Это будто взять и перевернуть всё вверх ногами. Особенно сильно не понравилось, когда на трассе местные обгоняют через сплошную или на опасных поворотах.

Но мне кажется, если их пустить на наши дороги, то в Беларуси бы пробок не было. Там люди постоянно едут. То есть проезжает машина по главной дороге и сразу же по второстепенной она въезжает. Еще у них все заточено под гудок — они не пользуются аварийками. Сдаёшь назад — тебе сигналят. Подъезжаешь близко — сигналят. Если пропускаешь, тебе сигналят. Если не пропускаешь, то очень долго сигналят.

Анна: Когда оказались в городе, немножко обалдели. Пешеходы ходят, как хотят. Машины постоянно сигналят, а мы не понимаем почему. Но больше всего обалдели, когда ехали по центральной улице, а навстречу нам ехал мужчина на инвалидной коляске, просто по дороге.

Павел: У них места не хватает для всех автомобилей. Весь город — это платная парковка. Если в Беларуси покупаешь проездной на автобус, то там приобретаешь двухнедельный или месячный абонемент на парковку. Правда, как это сделать, мы так и не разобрались. В специальных инфокиосках была возможность купить абонемент только для машин на батумских номерах. Для иностранных авто мы ничего не нашли.

Каким будет ваш набор лайфхаков?

Анна: Главное — составить маршрут и определить города, в которых будут остановки. Также заранее стоит бронировать квартиры. Лучше выбирать их, потому что за одинаковую стоимость получите отель ниже среднего или хорошую квартиру. Второй момент — обязательно купить симку российского оператора, чтобы быть на связи.

Также в дорогу взяли много еды, поэтому редко останавливались на заправках или в кафе для перекуса. Только в обед заезжали на заправки, чтобы покормить дочь горячим супом. Еще воду лучше покупать, но не по 2-3 литра. В жару она очень быстро становилась горячей.

Что касается Грузии, то в следующий раз спланировали бы дорогу так, чтобы остановиться на ночь где-нибудь в горах. Потому что быстро проехали горы и особо не насладились ими.

Павел: Самое хорошее время для прохождения границы — с часу ночи до шести утра. Но это было в нашу поездку. Как будет дальше, неизвестно. А еще по вторникам и четвергам ездят маршрутки и рейсовые автобусы, въезжает больше количество людей. Так что лучше избегать этих дней.

Анна: Знаю, что некоторые приезжают во Владикавказ, а с Владикавказа на маршрутке уже едут до Батуми. А машину оставляют просто во Владикавказе.

Павел: Если ехать именно на море, то лучше останавливаться где-то в пригороде Батуми. Батуми — это больше как город для погулять. Пляжи там не для отдыха с детьми: галечные и очень быстро углубляются, а еще и волны большие, с ног сбивают. А вот в Уреки, где магнитный песок, с ребенком кайфово и дно ровное, волны небольшие.

Анна: А в Батуми есть что посмотреть. Мы не успели попасть в Ботанический сад, потому что были ограничены по времени. Как вариант — расспросить у местных, куда можно сходить, или заранее составить список достопримечательностей.

Павел: В Грузию надо ехать хотя бы на 10 дней. Я бы, к примеру, семь дней на море покупался, семь дней по Батуми погулял.

Анна: Ещё на машине ездить на экскурсии гораздо дешевле и выгоднее, чем с турфирмами.

Павел: Если нет машины, то можно взять в аренду и за день посетить несколько мест, потому что аренда обойдется долларов от 35.

Повторили бы вы такое путешествие?

Павел: Мы уже что-то думаем в Европу поехать на этой же машине. Тем более, там уже всё сделано и уже знаешь, как починить.

Анна: Но, конечно, хотелось бы снова поехать и в сторону Грузии. Возможно, в сторону Абхазии. Потом может быть в Питер либо в Карелию подняться.

Павел: После того, как съездил в Грузию, съездить в Питер или в Москву — это как до Гомеля. Раньше нам казалось, что до Гомеля 300 км  — это долго. Сейчас так не кажется.